Омуркул уулу Базаркул

Омуркул уулу Базаркул
Живописец

Персональная выставка живописи «Горные пейзажи Бишкека» художника Омуркул уулу Базаркула проходит с 17 июня по 1 июля 2021 года в Санкт-Петербурге в Библиотеке Кировских островов по адресу Кемская 8/3

Художник вырос в Киргизии в городе Талас. С 1991 года художник учился в художественном училище. Затем получил профессиональное образование в академии художеств в Бишкеке в 1998 году. Во время обучения художник много путешествовал и вдохновлялся природой и бытом городов.


Тема его картин это природа, пейзаж, предметы кыргызского уклада жизни и этнографические мотивы. Животный мир соприкасается с прекрасными горными пейзажами и на картинах проявлен в гармонии и сиянии чистых цветов. Кроме традиционности в выборе сюжетов и мотивов почерку Базаркула свойственны фигуративная композиция и теплый колорит цветовой гаммы.

Работы художника пронизывает огромная любовь к окружающему миру. А тонкое понимание прекрасного и искреннее желание передать всю красоту родного края помогают картинам светиться изнутри и создавать у зрителя ощущение присутствия, гармонии и великолепия горных пейзажей.
Работы художника находятся в частных коллекциях Казахстана, России, Германии, Турции, Испании, Японии, США и других странах.

Омуркул уулу Базаркул
Художник
Каталог с работами художника

Биография

Омуркул уулу Базаркул
родился 30 января 1974 года, в селе Уч-Эмчек Таласского района
Семейное положение: Женат, четверо детей

Образование

1991-1994 - Художественное училище им. С.А. Чуйкова
1994-1998 - Академия художеств в городе Бишкек. Закончил по специальности живописец
С 1997-2002 гг. путешествовал и участвовал в выставках в Германии.
Выставки
2008 - Персональная выставка "Сокровища Азии". город Бишкек
2009 - Член Союза художников КР
2010 - Персональная выставка "12 домов луны". город Астана, Казахстан
2012 - Персональная выставка "В Сторону Бишкека". город Познань, Польша
2013 - Персональная выставка "Капля вселенная Айтматова". город Бишкек

Участник международных и различных выставок Кыргызстана и в Китае.
«Сокровища Азии» от Омуркул уулу Базаркула, 2008 год
Очередной выставкой порадовала ценителей искусства «Галерея М». Снова в уютном зале собрались те, кому интересны новые веяния в живописи. А посмотреть действительно было на что. Работы художника Омуркул уулу Базаркула, представившего на выставке 26 своих картин, отличались яркой индивидуальностью и самобытностью.

Как оказалось, Базаркул работает в стиле этноарт. Художник, выросший в Таласе, тематикой своих картин выбрал этнографические мотивы, а именно предметы кыргызского уклада жизни: юрту, колыбель, лампаду – как символы домашнего очага, уюта и тепла. Телега и колесо символизируют вечное движение; традиционный восточный животный мир – лошади, яки, верблюды – являются символами преданности и служения; Луна и Солнце - вечные символы бытия. Многое знакомо и понятно нам с детства.

Как отмечает вице-президент Союза творческих сил (СТС) Жылдыз Кудайберген, по инициативе которого и организована выставка, кроме традиционности в выборе сюжетов и мотивов почерку Базаркула свойственны фигуративная композиция, теплый колорит цветовой гаммы, что подчеркивает его приверженность восточным традициям. «Базаркул постоянно задается вопросами о непрекращающемся движении времени, вечности бытия (триптих «Караван вечности, или Сокровища Азии», триптих «Дорога жизни»), о сущности понятия свободы (триптих «Вольная неволя»), о приверженности корням и истокам («Колыбельная»), о хрупкости человеческой души («Девичьи секреты»)», - добавляет она.

При этом, по словам Жылдыз Кудайберген, этнографическую тему мастер раскрывает в современной модернистской манере. «Именно это и делает его картины современными и близкими, актуально звучащими в наш технократический век», - говорит она.

По словам арт-менеджера галереи Мээрим Акматкуловой, с начала 1990-х по 2002 год художник много путешествовал, выставлялся в музеях. «Его работы находятся в частных коллекциях Казахстана, России, Германии, Турции, Испании, Японии, США и других стран. Начинал работать Базаркул в реалистической манере. Однако со временем он перешел на этно-арт, так как почувствовал, что это сродни его духу», - говорит она.

Было интересно послушать и мнение пришедших гостей. По словам Гульнары Суранаевой, впервые его работу она увидела в Национальном музее изобразительных искусств на выставке, посвященной Чингизу Айтматову. «Она сразу же привлекла внимание своей оригинальностью и свежестью идеи. Именно такие картины пользуются успехом у иностранцев, которым интересна любая архаика. Видимо, писать в стиле этноарт он начал, когда долгое время жил за границей, сказалась тоска по Родине», - считает она.

Как оказалось, среди гостей присутствовал и один из учителей Базаркула Жаныбек Рай. «Я сразу понял, что он талантлив. Ему еще многому надо учиться, но, бесспорно, он нашел свой путь, и это радует», - считает педагог.

Согласилась с мнением опытного художника и президент Центральноазиатской ассоциации в поддержку ремесел Динара Чочунбаева. «Замечательные, мастерские работы, написанные в лучших традициях кыргызской живописи. Он, конечно, еще молодой, но если он так же упорно будет работать, искать что-то новое, страна получит хорошего художника», - заметила она.

Стоит отметить, что очень ценным дополнением к экспозиции стала и выставка мастера по прикладному искусству Турары Тургуналиевой. Картины художника и ее оригинальные работы взаимно дополняли друг друга. Особенно это почувствовали женщины, всегда неравнодушные к аксессуарам, головным уборам, предметам домашнего быта.

По словам Жылдыз Кудайберген, не останавливаясь на достигнутом, Турара все время ищет свой собственный стиль, применяя для туш кийизов необычные ткани и материалы - войлок, кожу, вельвет, шерсть, хлопок, лен. «Это уже современный взгляд на кыргызские мотивы, поэтому в ее работах уже не так просто выявить национальный колорит. В ее изделиях стилизованные фигурки людей, животных, птиц живут своей собственной жизнью. Турара как бы сознательно отходит от традиционных киргизских узоров, придумывая новые оригинальные формы и цветовые гаммы. Таким образом она расширяет традиции киргизского туш кийиза, придавая ему совершенно новое современное звучание. Такой вольный подход мастерицы к традиционным изделиям вызывает различную реакцию у специалистов, но, безусловно, заслуживает определенного уважения за постоянный поиск, творческий, даже новаторский подход к делу», - считает она.

…Официальная часть уже завершилась, а люди все продолжали идти в уютную галерею, чтобы окунуться в мир прекрасного от ежедневной суеты дел…
Выставка живописи «Капля Вселенной Айтматова». 2013 год
В КНМИИ им.Г. Айтиева завтра открывается персональная выставка Омуркул уулу Базаркула под названием «Капля Вселенной Айтматова».

«В одной из своих поездок, я встретился с Айтматовым. Поговорив с ним полчаса на разные темы, я понял, как глубока его сущность, как творческого человека, и как огромна его вселенная, как писателя. Вселенная Айтматова рассказала о себе, и в тот момент и у меня созрела мысль о выставке на эту тему, в том далеком 2000-м году…», - рассказывает художник.

«Мое творчество оценено и картины находятся в частных коллекциях ближнего и дальнего зарубежья: в Кыргызстане, Казахстане, России, Германии, Турции, Корее, Финляндии, Голландии, Америке, Австралии, Японии. Так как я работаю в стиле этно-модерн, тематикой моих картин являются этно-мотивы, предметы кыргызского уклада жизни: юрта, колыбель, лампада; традиционный животный мир: лошади, верблюды, яки; луна и солнце - как вечные символы бытия… Вселенная, как бесконечность, заглатывает наши умы, также творчество Айтматова увлекает людей всего мира. Я хочу передать послание нашего писателя через свои холсты. И каждый, я думаю, найдет своего Айтматова в моих работах».
«Капля вселенной Айтматова». 2013 год
«Капля вселенной Айтматова» — такое название у персональной выставки Омуркул уулу Базаркула, посвященной юбилею величайшего прозаика, которая открылась в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.

Если кто-то ожидает увидеть иллюстрации к конкретным произведениям Чингиза Айтматова, то, скорее всего, он будет разочарован. Здесь нет портретных образов Джамили, Асель, Ильяса, Танабая, Едигея, Толгонай, но они все равно угадываются в силуэтах всадников, девушек с длинными косами, женщин в элечеках, ватаге бегущих ребятишек, живописном описании сельских пейзажей до боли знакомых именно по рассказам и повестям писателя.

Трогательно изображенный покосившийся забор с сидящим на нем голосистым петухом-забиякой; глинобитный дом с красным флагом на крыше; прислоненное к дереву колесо от телеги передают необыкновенную сценографию, созданную писателем, который и сам обладал особым взором живописца. Еще и за это его так любят художники, в том числе Базаркул. Не нужно особого воображения, чтобы попасть в мир героев Айтматова: проторенная тропинка давно превратилась в широкую дорогу, открытую для всех, кому не чужды человеческое достоинство, мужество, великодушие, широта взглядов, доброта, любовь, сочувствие. Для тех, кто без всякого плакатного пафоса готов бороться с предательством, ограниченностью, мелочностью, себялюбием, эгоизмом.
В полотнах Омуркул уулу Базаркула, возможно, нет такого драматизма, как у писателя, во всей его сложности и противоречивости: его работы в манере декоративной живописи наполнены радостью, ярким светом, музыкой и поэзией, многообразием колористических решений, где больше всего золотистых оттенков солнца, но именно так повлиял Айтматов на живописца: он видит мир, о каком мечтал Чингиз Торекулович. Художник, как и сам мастер прозы, чуток к древним и национальным истокам мироощущения. Сюжеты его работ переплетают реальную жизнь с легендами, но самое главное — живописец внимателен к внутреннему миру человека, который выше повседневного быта. Может, поэтому его холсты несут особое сияние, свойственное духовности, будь то герой древности или современный человек.
«В одной из поездок я встретился с Ч. Айтматовым, — вспоминает художник.- Поговорив с ним полчаса на разные темы, понял, как глубока его сущность как творческого человека и как огромна его вселенная как писателя. Мир Айтматова раскрылся, и в тот момент у меня созрела мысль о выставке на эту тему, еще в том далеком 2000 году. Работы, на которые он меня вдохновил тогда, — это всего лишь крошечная капля его творческого пространства, а какими они получились — судить, конечно же, зрителю…».
Прошло немало времени, прежде чем Омуркул уулу Базаркул воплотил свою идею. Но это требовало осмысления, более глубокого понимания, а художник как раз подошел к черте зрелости в этой экспозиции. Его работы пронизывает огромная любовь автора к окружающему миру: природе, людям, животным, легендам, истории, современной жизни. А тонкое понимание прекрасного и искреннее желание передать всю красоту родного края лишь дополняют это великое чувство.
Галина Михайлова
Click to order
Total: 
Name
Email
Phone
При переходе на дальнейший шаг, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности и неразглашения Вашей личной информации